Наиболее значимые выдержки из проекта закона "О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации"

17.12.2013
image description

Выдержки из пояснительной записки к ФЗ

В ходе проведенного анализа было установлено несоответствие фактически сложившейся ситуации действующим в Российской Федерации правовым нормам и законодательным актам. Действующим законодательством не установлены понятия кредитного брокера, форекс оператора, страхового оператора, финансового советника, также отсутствуют механизмы государственного надзора за их деятельностью, нет закона, определяющего порядок их деятельности, однако на практике рынок предоставления услуг таких брокеров в России существует на протяжении многих лет и продолжает развиваться.

Потенциал развития рынка финансовых посредников можно оценить согласно статистике сложившегося международного рынка этих институтов: например, в Европе доля кредитных брокеров составляет 30—40% рынка, а в США 60—75%.

Несовершенство существующих механизмов регулирования участников российского финансового рынка происходит из того, что в настоящем не существует таких федеральных законов, под которые бы подпадала деятельность посреднических финансовых организаций, выступающих связующим звеном между стороной по сделке и конечным клиентом – потребителем услуг. В то время как российские финансовые институты подразделяются на две группы, принципиально отличающиеся по характеру финансовой деятельности: к первой группе относятся такие, которые собственно оказывают финансовые услуги и являются стороной по сделке с потребителем и совершают финансовые операции от своего имени и за свой счет; участники второй группы представляют внебиржевую часть рынка, ориентированную на посреднические услуги потребителям в финансовой сфере. Деятельность последних не является услугами по непосредственному проведению финансовых сделок, она служит звеном, посредством которого для потребителя облегчается получение доступа к получению финансовой услуги со стороной по сделке из числа финансовых институтов, относящихся к первой категории участников финансового рынка. Для обеспечения защиты прав потребителей, такое связующее звено должно предоставлять полностью квалифицированный подход к продуктам предлагаемой финансовой линейки.

Также важным обоснованием необходимости принятия комплексного закона для регулирования деятельности указанных категорий профильных операторов является тот факт, что каждая из указанных выше категорий профильных операторов имеют также свои особенности работы на финансовом рынке и свою значимость как для предоставления потребителям конечного вида продукта, так и для формирования добавленной (брокерской) стоимости на рынке (в дополнение к услугам, оказываемой потребителю стороной по сделке – финансовым институтам, имеющим соответствующие лицензии на осуществление финансовых сделок): производство и передача новых знаний и в виде предложения собственно брокерских услуг, подготовка пакета документов, экономия ресурсов клиента и стороны по сделке, оказание дополнительных сервисных услуг, функции первичных экспертов и рекламных агентов и продавцов продуктов для стороны по сделке, устранение асимметрии интересов клиентов и их контрагентов по сделке, организация расчетов и платежей, техническое решение клиентских задач, техническая поддержка. Законопроект учитывает общие черты профильных операторов как особых финансовых посредников и особенности каждой из учтенных категорий.

 

Выдержки из проекта закона "О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации"

Полный текст законопроекта

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

...

8. профильные операторы – участники внебиржевого финансового рынка, оказывающие посреднические услуги в процессе обеспечения клиенту доступа к получению услуг в области кредитования, страховой деятельности, маржинальной торговли деривативами на внебиржевых финансовых рынках, инвестиционной деятельности. В рамках настоящего Федерального закона профильные операторы, как особые финансовые посредники, делятся по следующим направлениям профильной деятельности:

1)    кредитные брокеры;

2)    форекс операторы;

3)    страховые операторы;

4)    финансовые советники.

Профильные операторы должны являться резидентами Российской Федерации, юридическими лицами или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, членами одной из саморегулируемых организаций профильных операторов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

9. деятельность профильного оператора – разновидность финансового консультирования, при котором помимо предоставления профессиональной консалтинговой услуги по финансовым аспектам сделки, потребителю оказывается помощь во взаимодействии с финансовыми институтами по обеспечению доступа к получению соответствующих финансовых услуг. Профильный оператор не является стороной по сделке;

10. кредитный брокер –  юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность между кредитными организациями и заемщиком в процессе осуществления стороной по сделке операций кредитования физических и юридических лиц; 

11. деятельность кредитного брокера – посредническая деятельность, осуществляемая в интересах клиента, направленная на подыскание кредитора и согласование между субъектами кредитных отношений существенных условий кредитного договора;

...

 

Статья 4. Виды профессиональной деятельности профильных операторов на внебиржевом финансовом рынке

...

1.1. Посредничество в области кредитования – деятельность кредитного брокера, направленная на:

· осуществление посреднической деятельности кредитного брокера, в процессе которой осуществляются поиск и подбор оптимальных условий кредитования для будущего заемщика в соответствии в его запросами;

· выбор кредитной организации, помощь в формировании пакета документов для подачи в кредитную организацию;

· предварительное согласование с кредитной организацией о возможности кредитования заемщика;

· подготовку рекомендаций по повышению статуса заемщика для уменьшения срока рассмотрения заявки и снижения риска отказа на получение кредита;

· подачу заявки в кредитную организацию, сопровождение рассмотрения документов заемщика в кредитной организации;

· юридическую и финансовую консультацию заемщика, в том числе подробный расчет всех сопутствующих расходов, сравнительный анализ схем погашения кредита с целью разъяснения заемщику особенностей кредитования в конкретной кредитной организации.

Конечной целью данного вида посреднической деятельности является получение заемщиком кредита или заключение других финансовых сделок на выгодных и удобных для заемщика условиях.

...

 

Статья 9. Основание для предоставления услуг профильным оператором

1. Основанием для предоставления услуг профильным оператором является договор, заключенный между субъектами деятельности в рамках настоящего закона, на предоставление услуг, подпадающих под действие настоящего Федерального закона.

2. Договор о предоставлении услуг профильным оператором может содержать условия договора поручения или агентского договора либо являться публичной офертой. Предметом такого договора является деятельность, предусмотренная статьей 4 настоящего Федерального закона.

2.1. К предмету договора об оказании услуг кредитного брокера относится согласование существенных условий кредитного договора между заемщиком и кредитной организацией.

 

Статья 10. Обязательные требования к договору о предоставлении услуг профильным оператором

1. Договор о предоставлении услуг профильным оператором должен содержать существенные условия, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями профильных операторов применительно к каждому виду договоров, заключаемому сторонами в рамках настоящего Федерального закона.

2. Обязательным условием заполнения реквизитов договора со стороны профильного оператора должно являться указание на реквизиты документа, подтверждающего членство данного оператора в саморегулируемой организации профильных операторов, действующей в рамках настоящего Федерального закона. 

 

Статья 11. Права профильного оператора.

1. Профильный оператор имеет право:

1.1. требовать от клиента предоставления полной и достоверной информации в объеме, установленном для клиента кредитными организациями, страховыми организациями и поставщиками ликвидности;

1.2. требовать от стороны по сделке предоставления полной и достоверной информации о требованиях, предъявляемых к клиенту, информации об имеющихся продуктах, услугах и информации, позволяющей провести профильному оператору идентификацию стороны по сделке и осуществлению проверки её соответствия стандартам, установленным саморегулируемой организацией профильных операторов;

1.3. получать у сторон разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления посреднической деятельности профильного оператора;

2. Кредитный брокер также имеет право получать в бюро кредитных историй:

2.1. сведений о кредитной истории заемщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О кредитных историях" для пользователей кредитной истории;

2.2. информацию о заемщиках, при условии согласия последних, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".

 

Статья 12. Обязанности профильного оператора

1. Профильный оператор обязан:

1.1. быть членом одной из саморегулируемых организаций профильных операторов, созданной по профилям соответствующих видов деятельности в рамках настоящего Федерального закона;

1.2. соблюдать при осуществлении своей деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также утвержденные уполномоченным органом национальные стандарты деятельности, стандарты и правила деятельности профильного оператора, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой является профильный оператор;

1.3. соблюдать национальные стандарты деловой и профессиональной этики, разработанные и утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом;

1.4. соблюдать стандарты и правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией профильных операторов (далее – правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией;

 

Статья 13. Стандарты и правила деятельности профильных операторов

3. Национальные стандарты деятельности профильных операторов утверждаются уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, являются обязательными для профильных операторов, саморегулируемых организаций профильных операторов и их работников.

5. Стандарты и правила деятельности профильных операторов разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми организациями профильных операторов, согласовываются с Советом по внебиржевой финансовой деятельности и не могут противоречить национальным стандартам деятельности профильных операторов и устанавливают требования к порядку осуществления деятельности профильных операторов дополнительно к требованиям, установленным национальными стандартами.

 

Статья 15. Совет по внебиржевой финансовой деятельности (при уполномоченном органе).

12. Совет разрабатывает и выносит на утверждение уполномоченного органа:

12.1. национальные стандарты деятельности участников внебиржевых финансовых рынков;

12.2. квалификационные требования к руководителям саморегулируемых организаций профильных операторов, к руководителям профильных операторов и к специалистам профильных операторов;

12.3. программы квалификационных экзаменов и требования к программам подготовки для сдачи квалификационных экзаменов для специалистов профильных операторов;

12.4. порядок проведения квалификационных экзаменов (при этом перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается финансовым центром сертификации из областей знаний, одобренных Советом);

12.5. программы обязательного повышения квалификации специалистов и порядок их прохождения;

12.6. положения, определяющие условия и порядок аккредитации учебных организаций, осуществляющих обучение и аттестацию профильных специалистов для последующего получения ими квалификационных сертификатов по видам деятельности в рамках настоящего Федерального закона;

12.7. типы и формы квалификационных сертификатов;

12.8. порядок ведения реестра лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности, регулируемым настоящим Федеральным законом.

13. Квалификационный экзамен проводится финансовым центром сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности, который создается в форме автономной некоммерческой организации и действует в порядке, установленном уполномоченным органом в части подготовки и сертификации специалистов профильных операторов. Квалификационный экзамен сдается претендентом на платной основе. Размер и порядок взимания платы за сдачу квалификационного экзамена устанавливается финансовым центром сертификации по согласованию с Советом по внебиржевой финансовой деятельности.

15. Правила ведения финансовым центром сертификации реестра лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности, регулируемым настоящим Федеральным законом, разрабатываются Советом по внебиржевой финансовой деятельности и утверждаются уполномоченным органом.

 

Статья 16. Саморегулируемая организация профильных операторов

...

3. Основанием для включения уполномоченным органом в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов является выполнение некоммерческим партнерством следующих условий:

3.5. обеспечение саморегулируемой организацией имущественной ответственности ее членов перед потребителями услуг посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации;

 

Статья 17. Функции саморегулируемой организации профильных операторов

Особое внимание стоит обратить на пункты 1, 2, 3, 8.

1. Функциями саморегулируемой организации профильных операторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", в рамках настоящего Федерального закона являются:

1.1. разработка и согласование с Советом по внебиржевой финансовой деятельности стандартов и правил деятельности профильных операторов, правил деловой и профессиональной этики;

1.2. организация прохождения обучения для получения специалистами организаций – членов саморегулируемой организации сертификации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

1.3. разработка и согласование с Советом по внебиржевой финансовой деятельности правил и условий приема в члены саморегулируемой организации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении профессиональной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

1.4. представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

1.5. прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации профильных операторов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

1.6. контроль за осуществлением своими членами профессиональной деятельности в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденных стандартов и правил деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

1.7. ведение реестра членов саморегулируемой организации профильных операторов и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;

1.8. выдача квалификационных сертификатов и ведение реестра аттестованных специалистов организаций-членов саморегулируемой организации профильных операторов в установленном уполномоченным органе порядке с внесением сведений о фактах аннулирования или непродления выданных ранее квалификационных сертификатов;

 

Статья 18. Основные права и обязанности саморегулируемой организации профильных операторов

...

2. В обязанности саморегулируемой организации профильных операторов входят:

...

2.3. участие в установленном порядке в деятельности, включая финансирование, финансового центра сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности;

 

Статья 21. Требования к членству в саморегулируемой организации профильных операторов.

...

2. Для вступления в члены саморегулируемой организации профильных операторов юридические лица должны:

2.1. являться коммерческой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц;

2.2. иметь в своем штате не менее трех специалистов, отвечающих правилам и квалификационным требованиям к специалистам деятельности профильных операторов, установленным Советом по внебиржевой финансовой деятельности, что подтверждается заверенными организацией копией штатного расписания, копиями приказов о приеме на работу, копиями дипломов об образовании, заверенным организацией списком включенных в реестр лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности (отдельно по каждому заявленному виду профильной деятельности в рамках настоящего Федерального закона), руководитель организации профильного оператора должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным в рамках настоящего Федерального закона;

2.3. иметь офисное помещение в собственности либо на праве аренды или ином праве, срок действия которого истекает не ранее чем через шесть месяцев со дня обращения в саморегулируемую организацию профильных операторов, что подтверждается заверенными организацией копиями правоустанавливающих документов;

2.4. предоставить по требованию раскрытие информации, в том числе финансовую отчетность по результатам предыдущей деятельности;

2.5. предоставить письменные рекомендации с подтверждением  безупречной деловой репутации коммерческой организации не менее чем от двух руководителей кредитных, страховых или финансовых организаций,  имеющих действующие лицензии участников финансовых рынков  в Российской Федерации,  представителей уполномоченного органа или Совета при уполномоченном органе, которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят с ней в трудовых отношениях.

4. Саморегулируемая организация профильных операторов при приеме в члены саморегулируемой организации профильных операторов вправе предъявлять иные связанные с осуществлением деятельности профильных операторов и не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам требования.

8. Члены саморегулируемых организаций профильных операторов обязаны предотвращать взаимодействие специалистов профильных операторов с клиентами в части обслуживания по профильной деятельности своих сотрудников, не сдавших квалификационный экзамен и не включенных в сертификационный реестр профильных операторов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

...

 

Статья 23. Заключительные положения

1.  До 1 ноября 2014 года:

1.1. организации – профильные операторы,  по видам деятельности подпадающие под действие настоящего Федерального закона,  обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях профильных операторов; 

1.2. профессиональные объединения, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,  имеют право подать в установленном настоящим Федеральным законом порядке в уполномоченный орган заявление о внесении сведений о них в единый государственный реестр профильных операторов. Рассмотрение вопроса о регистрации таких объединений производится уполномоченным органом согласно их соответствию требованиям настоящего Федерального закона.

2. С 1 ноября 2014 года организации, не вступившие в саморегулируемые организации профильных операторов, не вправе осуществлять деятельность, подпадающую под регулирование настоящего Федерального закона, а в случае осуществления такой деятельности несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

3. Саморегулируемые организации, внесенные  в единый реестр саморегулируемых организаций профильных операторов до 1 июля 2015 года, должны подать в уполномоченный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов,   заверенные саморегулируемой организацией реестры сертифицированных в соответствии с настоящим Федеральным законом  специалистов организаций – членов этой саморегулируемой организации.

4. До 1 июля 2015 года предусматривается возможность сдачи специалистами организаций профильных операторов квалификационных экзаменов и получения сертификатов в упрощенном порядке. Упрощенный порядок разрабатывается Советом по внебиржевой финансовой деятельности и утверждается уполномоченным органом.

7. До 1 июля 2015 года члены саморегулируемой организации профильных операторов должны привести в соответствие  с требованиями настоящего Федерального закона штат специалистов и предоставить в саморегулируемую организацию профильных операторов, членами которой они являются, документы, в соответствии с требованиям  пунктов 2 и 3 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

...

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением пункта 4 части 3 статьи 20, пунктов 2 и 3 части 2 статьи 21, части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона.

...

Полный текст законопроекта