Полный текст проекта закона "О рынке деривативов и деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках в Российской Федерации"

16.12.2013
image description

 

Статья 1. Законодательство, регулирующее деятельность профильных операторов в Российской Федерации

Деятельность профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках по оказанию посреднических финансовых услуг в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках.

 

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования деятельности профильных операторов – участников внебиржевых финансовых рынков, которые выступают посредниками в процессе осуществления операций по предоставлению доступа к получению услуг физическим и юридическим лицам на внебиржевых финансовых рынках при осуществлении операций с  кредитными, страховыми продуктами и деривативами.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1. уполномоченный орган – Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

2. внебиржевой финансовый рынок по осуществлению операций с  кредитными, страховыми продуктами и деривативами (далее – внебиржевой финансовый рынок)  – совокупность сегментов организованного рынка по посредничеству в области кредитования, страховой деятельности и маржинальной торговли  в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3. маржинальная торговля – расчетная торговля без поставки средств, которая ведется с использованием кредитного плеча, предоставляемого стороной по сделке пропорционально полученному от клиента обеспечению (гарантийному депозиту). Маржинальная торговля квалифицируется как торговля деривативами и обладает ее следующим признаком: получение финансового результата за счет разницы цен (маржи) встречных контрактов производных инструментов, обращающихся на внебиржевом финансовом рынке, без использования данного инструмента для поставки объема базисного актива;

4. кредитное плечо – соотношение между суммой гарантийного депозита и суммой заемного капитала, предназначенного для совершения торговых операций; беспоставочный характер контракта маржинальной торговли посредством использования кредитного плеча обеспечивает возможность заключения контракта торговли в объеме, превышающем сумму гарантийного депозита.

5. дериватив – контракт маржинальной торговли производными инструментами, обращающимися на внебиржевом финансовом рынке,  являющийся контрактом реализации для его сторон прав и (или) исполнение обязательств, связанных с изменением цены базисного актива, лежащего в основе данного контракта, и ведущих к положительному или отрицательному финансовому результату для каждой стороны; соглашение между двумя сторонами о передаче друг другу разницы между текущей стоимостью базисного актива и его значением в конце действия контракта без осуществления поставки объема средств активов по контракту.

5.1. Дериватив включает в себя контракты на разницу, при которых клиенты операторов внебиржевого финансового рынка совершают сделки с использованием беспоставочных внебиржевых контрактов с различными видами базисного актива в расчете на изменение цены базисного актива, таким образом, дериватив используется не с целью купли-продажи для физической поставки объема базисного актива, а с целью получения финансового результата от разницы в его текущей и последующей ценах.

5.2. Исходя из характера базисного актива, лежащего  в основе контракта маржинальной торговли, дериватив может рассчитываться на основании изменения цены различных обращающихся на рынке инструментов, в том числе:

·  валюты;

·  драгоценных металлов;

·  биржевых индексов;

·  процентных ставок;

·  ценных бумаг;

·  товаров;

·  официальной статистической информации;

·  договоров, которые сами являются производными финансовыми инструментам;

·  значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких показателей, цены или условия которых базируются на соответствующих параметрах другого финансового инструмента, который в этом случае будет являться базисным.

6. поставщик маржинальной ликвидности  деривативов (далее – поставщик ликвидности) - сторона по сделке, предоставляющая услуги по совершению операций с  деривативами от своего имени и за свой счет на  внебиржевом финансовом рынке;

7. сторона по сделке – кредитная организация, страховая организация, поставщик ликвидности, иные участники финансовых рынков, совершающие от своего имени и за свой счет операции по заключению, оформлению, учету сделок клиента;

8. профильные операторы – участники внебиржевого финансового рынка, оказывающие посреднические услуги в процессе обеспечения клиенту доступа к получению услуг в области кредитования, страховой деятельности, маржинальной торговли деривативами на внебиржевых финансовых рынках, инвестиционной деятельности. В рамках настоящего Федерального закона профильные операторы, как особые финансовые посредники, делятся по следующим направлениям профильной деятельности:

1) кредитные брокеры;

2) форекс операторы;

3) страховые операторы;

4) финансовые советники.

Профильные операторы должны являться резидентами Российской Федерации, юридическими лицами или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, членами одной из саморегулируемых организаций профильных операторов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

9. деятельность профильного оператора – разновидность финансового консультирования, при котором помимо предоставления профессиональной консалтинговой услуги по финансовым аспектам сделки, потребителю оказывается помощь во взаимодействии с финансовыми институтами по обеспечению доступа к получению соответствующих финансовых услуг. Профильный оператор не является стороной по сделке;

10. кредитный брокер –  юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность между кредитными организациями и заемщиком в процессе осуществления стороной по сделке операций кредитования физических и юридических лиц; 

11. деятельность кредитного брокера – посредническая деятельность, осуществляемая в интересах клиента, направленная на подыскание кредитора и согласование между субъектами кредитных отношений существенных условий кредитного договора;

12. заемщик – юридическое или физическое лицо, желающее воспользоваться одним или несколькими продуктами, предлагаемыми кредитной организацией;

13. клиент – юридическое или физическое лицо желающее воспользоваться одним или несколькими продуктами предлагаемыми профильными операторами в рамках настоящего Федерального закона. Клиент является  потребителем финансовой услуги;

14. форекс оператор – юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность между клиентом и поставщиком ликвидности в процессе обеспечения доступа клиента к совершению операций по маржинальной торговле деривативами;

15. деятельность форекс оператора – совокупность видов деятельности,  направленных на оптимальный подбор в интересах клиента поставщика маржинальной ликвидности  деривативов, на обеспечение доступа клиента к совершению операций по маржинальной торговле со стороной по сделке и на техническую и информационную поддержку по обслуживанию этих операций;

16. страховой оператор – юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, действующее в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляющее деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров;

17. деятельность страхового оператора – деятельность по осуществлению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических или юридических лиц от своего имени, но за счет этих лиц в качестве страхователя, или договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) и/или страховщиков (перестраховщиков), а также иная, не запрещенная законом деятельность (в том числе от своего имени), связанная со страхованием, за исключением деятельности в качестве страховщика, перестраховщика. Аналогичная деятельность, осуществляемая страховщиком или его работником, не является посреднической;

18. финансовый советник – юридическое лицо – резидент Российской Федерации или физическое лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации и зарегистрированное в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя, действующее в интересах клиента в подборе наиболее выгодных для клиента условий при оказании услуг стороной по сделке;

19. деятельность финансового советника – посредническая деятельность, осуществляемая в интересах клиента, направленная на подыскание стороны по сделке и согласование существенных условий сделки между субъектами  отношений.

 

Статья 4. Виды профессиональной деятельности профильных операторов на внебиржевом финансовом рынке

1. Для целей настоящего Федерального закона под профессиональной  деятельностью профильных операторов – посредников на внебиржевом финансовом рынке понимается профессиональная деятельность субъектов следующих сегментов рынка.

1.1. Посредничество в области кредитования – деятельность кредитного брокера, направленная на:

1) осуществление посреднической деятельности кредитного брокера, в процессе которой осуществляются поиск и подбор оптимальных условий кредитования для будущего заемщика в соответствии в его запросами;

2) выбор кредитной организации, помощь в формировании пакета документов для подачи в кредитную организацию;

3) предварительное согласование с кредитной организацией о возможности кредитования заемщика;

4) подготовку рекомендаций по повышению статуса заемщика для уменьшения срока рассмотрения заявки и снижения риска отказа на получение кредита;

5) подачу заявки в кредитную организацию, сопровождение рассмотрения документов заемщика в кредитной организации;

6) юридическую и финансовую консультацию заемщика, в том числе подробный расчет всех сопутствующих расходов, сравнительный анализ схем погашения кредита с целью разъяснения заемщику особенностей кредитования в конкретной кредитной организации.

Конечной целью данного вида посреднической деятельности является получение заемщиком кредита или заключение других финансовых сделок на выгодных и удобных для заемщика условиях.

1.2. Посредничество в области маржинальной торговли – деятельность форекс оператора в области:

7) технической поддержки и информационного консультирования, в процессе которой осуществляется обеспечение клиентам доступа к проведению операций с поставщиками ликвидности, связанного с использованием специализированного программного обеспечения  для осуществления маржинальной торговли;

8) предоставления услуг посредничества по осуществлению приема, перевода и выплаты денежных средств клиентов, являющихся обеспечением по операциям клиентов с поставщиками ликвидности, проводимыми в соответствии с их внутренними правилами и регламентами: организация данной деятельности осуществляется с привлечением третьих лиц, включая кредитные организации и платежные системы;

9) исполнения функций налогового агента в процессе выплаты клиентам денежных средств по доходам, полученным клиентом в результате осуществления клиентом маржинальной торговли с поставщиками ликвидности.

Конечной целью данного вида посреднической деятельности является предоставление форекс оператором клиенту возможности проведения операций по правилам, утвержденным поставщиками ликвидности, осуществляющими свою деятельность в рамках их лицензий и соответствия стандартов их деятельности в стране своей юрисдикции. При этом саморегулируемые организации профильных операторов разрабатывают и согласовывают с надзорными и контролирующими органами в рамках настоящего Федерального закона соответствующие критерии, предъявляемые к поставщикам ликвидности, что служит интересам защиты прав клиентов – потребителей услуг поставщиков ликвидности, в том числе  осуществляющих свою деятельность в иностранных юрисдикциях.

1.3.    Посредничество в области страховой деятельности:

1) деятельность в области страхования по осуществлению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических или юридических лиц от своего имени, но за счет этих лиц в качестве страхователя, или договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) и/или страховщиков (перестраховщиков). При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой оператор не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика;

2) иная, не запрещенная законом деятельность (в том числе от своего имени), связанная со страхованием, за исключением деятельности в качестве страховщика, перестраховщика.

1.4 Посредничество в области деятельности финансовых советников:

1) посредническая деятельность финансового советника, в процессе которой осуществляется поиск и подбор оптимальных условий инвестирования для клиента в соответствии с его запросами.

2) Подбор стороны по сделке, помощь в оформлении пакета документов, согласование и разъяснение существенных условий по сделке.

3) Юридическая и финансовая консультация клиента, в том числе подробные расчеты и сравнительный анализ с целью подбора варианта сделки для инвестирования средств.

Конечной целью данного вида посреднической деятельности является заключение сделки на выгодных и удобных для клиента условиях.

 

Статья 5. Субъекты деятельности в рамках настоящего Федерального закона

1. Субъектами деятельности в качестве профильного оператора признаются: юридические лица и индивидуальные предприниматели – профильные операторы, являющиеся членами одной из соответствующих по виду деятельности саморегулируемых организаций профильных операторов,  осуществляющие взаимодействие с клиентами в рамках действия настоящего Федерального закона.

2. Субъектами деятельности в качестве клиентов профильного оператора признаются: юридические и физические лица (далее – клиенты) имеющие намерения получить частично или в полном объеме услуги в рамках деятельности профильного оператора, предусмотренные статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Субъектами деятельности в качестве стороны по сделке с клиентами профильного оператора, конечной целью посреднической деятельности которого является предоставление клиенту услуги на выгодных для клиента условиях,  признаются:

1) кредитная организация – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации  в части деятельности, направленной на  осуществление кредитования юридических и физических лиц;

2) поставщик ликвидности – юридическое лицо, созданное и осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иностранная организация, имеющая соответствующую аккредитацию страны своей юрисдикции, в части деятельности по предоставлению маржинальной ликвидности деривативов, совершающая от своего имени и за свой счет операции по оформлению сделок клиентов по маржинальной торговле. Поставщик ликвидности может выступать профильным оператором в рамках настоящего Федерального закона только в случае если он будет признан профильным оператором в соответствии с требованиями пункта 1 статьи  5 настоящего Федерального закона;

3) страховая организация – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части деятельности, направленной на оказание страховых услуг по осуществлению страхования жизни, здоровья, имущества и ответственности;

4) иные участники финансовых рынков – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации в части деятельности, направленной на проведение финансовых операций, имеющие соответствующие разрешения надзорных органов.

 

Статья 6. Объекты деятельности профильного оператора

Объектами деятельности профильного оператора являются правоотношения, возникающие между соответствующими профильным видам деятельности субъектами в рамках, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

 

Статья 7. Основные принципы осуществления деятельности профильного оператора

1. Деятельность профильного оператора осуществляется только субъектами этой деятельности.

2. Осуществление деятельности профильного оператора без приобретения статуса субъекта деятельности профильного оператора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не допускается.

3. Деятельность профильного оператора  осуществляется на профессиональной основе. Стандарты и правила видов деятельности, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, определяются регламентами соответствующих саморегулируемых организаций профильных операторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Профильные операторы не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, за исключением деятельности, определенной статьей 4 настоящего Федерального закона, и связанных с ней услуг.

 

Статья 8. Ограничение использования специальных терминов

1. Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, не приобретшие статус субъекта деятельности в рамках настоящего Федерального закона, не вправе использовать в своем официальном полном или сокращенном наименовании любые словосочетания,  производные от словосочетаний или производных от них понятий-синонимов, относящихся к перечисленным в статье 4 настоящего Федерального закона видам профессиональной деятельности.

2. Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, не приобретшие статус субъекта деятельности в рамках настоящего Федерального закона, не вправе включать в перечень осуществляемых услуг деятельность, относящуюся к указанным в статье 4 настоящего Федерального закона видам деятельности, либо описывать осуществляемую деятельность с использованием указанных в части первой настоящей статьи словосочетаний и не вправе заявлять об осуществлении такого рода деятельности в рекламных или иных целях.

 

Статья 9. Основание для предоставления услуг профильным оператором

1. Основанием для предоставления услуг профильным оператором является договор, заключенный между субъектами деятельности в рамках настоящего закона, на предоставление услуг, подпадающих под действие настоящего Федерального закона.

2. Договор о предоставлении услуг профильным оператором может содержать условия договора поручения или агентского договора либо являться публичной офертой. Предметом такого договора является деятельность, предусмотренная статьей 4 настоящего Федерального закона.

2.1. К предмету договора об оказании услуг кредитного брокера  относится согласование существенных условий кредитного договора между заемщиком и кредитной организацией.

2.2. К предмету договора об оказании услуг форекс оператора относятся условия осуществления технической поддержки, информационного консультирования, связанные с использованием программного обеспечения, предоставляемого для осуществления операций по маржинальной торговле, и условия осуществления движения денежных средств по взаиморасчетам.  

2.3. К предмету договора по оказанию услуг страхового оператора относится согласование существенных условий договора страхования: характера события, в случае наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страховой случай), размера страховой суммы, срока действия договора страхования.

2.4. К предмету договора об оказании услуг финансового советника относятся условия информационного консультирования, согласование существенных для клиента условий договора об  оказании финансовых услуг: сумма и сроки инвестирования, условия расторжения, принцип расчета и размер комиссионного вознаграждения, гарантии и перечень дополнительных сервисов для клиента – потребителя финансовой услуги.

 

Статья 10. Обязательные требования к договору о предоставлении услуг профильным оператором

1. Договор о предоставлении услуг профильным оператором должен содержать существенные условия, которые разрабатываются саморегулируемыми организациями профильных операторов применительно к каждому виду договоров, заключаемому сторонами в рамках настоящего Федерального закона.

2. Обязательным условием заполнения реквизитов договора со стороны профильного оператора должно являться указание на реквизиты документа, подтверждающего членство данного оператора в саморегулируемой организации профильных операторов, действующей в рамках настоящего Федерального закона. 

 

Статья 11. Права профильного оператора

1. Профильный оператор имеет право:

1) требовать от клиента предоставления полной и достоверной информации в объеме, установленном для клиента кредитными организациями, страховыми организациями и поставщиками ликвидности;

2) требовать от стороны по сделке предоставления полной и достоверной информации о требованиях, предъявляемых к клиенту, информации об имеющихся продуктах, услугах и информации, позволяющей провести профильному оператору идентификацию стороны по сделке и осуществлению проверки её соответствия стандартам, установленным саморегулируемой организацией  профильных операторов;

3) получать у сторон разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления посреднической деятельности профильного оператора;

4) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для посреднической деятельности профильного оператора, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной;

5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в посреднических операциях специалистов или третьих лиц;

6) отказаться от предоставления услуг посредничества в случаях, если клиент или сторона по сделке нарушили условия договора, не обеспечили предоставление необходимой информации, либо предоставили недостоверную информацию.

2. Кредитный брокер также имеет право получать в бюро кредитных историй:

1) сведений о кредитной истории  заемщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О кредитных историях" для пользователей кредитной истории;

2) информацию о заемщиках, при условии согласия последних, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".

 

Статья 12. Обязанности профильного оператора

1. Профильный оператор обязан:

1) быть членом одной из саморегулируемых организаций профильных операторов, созданной по профилям соответствующих видов деятельности в рамках настоящего Федерального закона;

2) соблюдать при осуществлении своей деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также утвержденные уполномоченным органом национальные стандарты деятельности, стандарты и правила деятельности профильного оператора, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой является профильный оператор;

3) соблюдать национальные стандарты деловой и профессиональной этики, разработанные и утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) соблюдать стандарты и правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией профильных операторов (далее – правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией;

5) обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, получаемых от клиента, стороны по сделке или третьих лиц в ходе осуществления посреднических операций по заключенным в рамках настоящего Федерального закона договорам;

6) обеспечивать конфиденциальность любых сведений о результатах посредничества, касающихся как заключенного в результате посредничества договора, так и факта отказа от заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) представлять участвующим в договорных отношениях сторонам и заинтересованным третьим лицам информацию о членстве в саморегулируемой организации профильных операторов, подтверждающую соответствие стандартам и правилам, принятым в такой организации;

8) по требованию заинтересованных сторон предоставлять заверенную саморегулируемой организацией профильных операторов выписку из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является профильный оператор;

9) представлять отчеты в порядке, сроки и по форме, которые определяются саморегулируемой организацией профильных операторов.

 

Статья 13. Стандарты и правила деятельности профильных операторов

1. Стандартами и правилами деятельности профильных операторов определяются требования к порядку осуществления их посреднической деятельности.

2. Стандарты и правила деятельности профильных операторов саморегулируемой организации профильных операторов не могут противоречить национальным стандартам деятельности профильных операторов.

3. Национальные стандарты деятельности профильных операторов утверждаются уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, являются обязательными для профильных операторов, саморегулируемых организаций профильных операторов и их работников.

4. Утвержденные национальные стандарты деятельности профильных операторов подлежат опубликованию уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию деятельности саморегулируемых организаций профильных операторов, в официальном издании уполномоченного органа и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и вступают в силу по истечении десяти рабочих дней с даты их опубликования.

5. Стандарты и правила деятельности профильных операторов разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми организациями профильных операторов, согласовываются с Советом по внебиржевой финансовой деятельности и не могут противоречить национальным стандартам деятельности профильных операторов и устанавливают требования к порядку осуществления деятельности профильных операторов дополнительно к требованиям, установленным национальными стандартами.

 

Статья 14. Регулирование деятельности профильных операторов уполномоченным органом

1. Выработка государственной политики в сфере деятельности профильных операторов, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов осуществляется уполномоченным органом.

2. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции по регулированию в сфере деятельности профильных операторов:

1) выработка государственной политики в сфере деятельности профильных операторов, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов;

2) осуществление нормативно-правового регулирования в сфере деятельности профильных операторов, утверждение национальных стандартов деятельности профильных операторов, принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профильных операторов и деятельность саморегулируемых организаций профильных операторов;

3) создание Совета по внебиржевой финансовой деятельности, разработка и утверждение положения о Совете;

4) принятие решения о включении саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов в соответствии с заключением Совета по внебиржевой финансовой деятельности и в установленном уполномоченным органом порядке;

5) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов в установленном уполномоченном органе порядке, а также контрольного экземпляра реестра организаций – профильных операторов;

6) согласование функциональной деятельности финансового центра сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности в области подготовки и сертификации специалистов профильных операторов;

7) анализ состояния внебиржевого финансового рынка в Российской Федерации;

8) контроль за соблюдением  выполнения саморегулируемыми организациями профильных операторов требований настоящего Федерального закона и утвержденных национальных стандартов деятельности;

9) по представлению Совета по внебиржевой финансовой деятельности согласование кандидатур руководителей саморегулируемых организаций профильных операторов;

10) утверждение критериев и квалификационных требований к руководителям и специалистам в сфере деятельности профильных операторов, разрабатываемых Советом по внебиржевой финансовой деятельности;

11) рассмотрение обращений Совета по внебиржевой финансовой деятельности по выявленным нарушениям и несоответствиям в деятельности саморегулируемых организаций профильных операторов в части выполнения Советом по внебиржевой финансовой деятельности функции по регулированию текущих взаимоотношений участников в рамках действия настоящего Федерального закона;

12) утверждение порядка ведения саморегулируемыми организациями профильных операторов реестров профильных операторов, перечня включаемых в них сведений и ведение контрольного экземпляра реестра;

13) утверждение порядка ведения саморегулируемыми организациями профильных операторов реестров сертифицированных специалистов профильных операторов, перечня включаемых в них сведений, порядка включения и актуализации сведений в реестрах;

14) утверждение порядка ведения финансовым центром сертификации реестра лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности, регулируемым настоящим Федеральным законом;

15) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций профильных операторов копии решений органов управления и иную необходимую информацию и документацию.

 

Статья 15. Совет по внебиржевой финансовой деятельности

1. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления внебиржевой финансовой деятельности при уполномоченном органе создается Совет по внебиржевой финансовой деятельности (далее – Совет).

2. Совет осуществляет следующие функции:

1) разработка предложений по формированию, совершенствованию и реализации законодательного регулирования профессиональной деятельности участников внебиржевого финансового рынка в рамках настоящего Федерального закона,

2) разработка и передача на утверждение в уполномоченный орган национальных стандартов деятельности профильных операторов и иных нормативных актов, регулирующих эту деятельность;

3) организация взаимодействия между государственными органами, научными и научно-исследовательскими учреждениями, саморегулируемыми организациями и иными организациями по координации профильной деятельности участников внебиржевого финансового рынка;

4) обеспечение и защита интересов потребителей  в процессе формирования единых подходов к осуществлению деятельности профильных операторов, выработки  единой государственной позиции по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций профильных операторов, а также в целях обеспечения взаимодействия саморегулируемых организаций с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области деятельности профильных операторов;

5) представление интересов профильных операторов и саморегулируемых организаций профильных операторов в уполномоченном органе, федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

6) экспертная оценка деятельности профильных операторов, контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями профильных операторов  национальных стандартов деятельности, разработка рекомендаций  по совершенствованию этой деятельности, при выявлении неоднократных нарушений в деятельности профильных операторов представление в уполномоченный орган сведений о выявленных фактах;

7) рассмотрение обращений саморегулируемых организаций профильных операторов и внесение соответствующих предложений на рассмотрение уполномоченного органа;

8) разработка квалификационных требований к руководителям профильных операторов и саморегулируемых организаций профильных операторов, анализ соответствия предъявляемым квалификационным требованиям и утверждение  кандидатур руководителей саморегулируемых организаций профильных операторов для представления их на согласование в уполномоченный орган;

9) экспертное рассмотрение обращений потребителей о фактах нарушений, допущенных профильными операторами в результате их деятельности, передача соответствующей информации государственным правоохранительным и надзорным органам.

3. Совет принимает к рассмотрению документы от  организаций, претендующих на включение в государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов, и выносит соответствующее заключение для представления в уполномоченный орган;

4. Совет вправе запрашивать у саморегулируемых организаций профильных операторов и организаций, подающих документы на регистрацию в статусе саморегулируемых организаций профильных операторов, дополнительную информацию и документацию по их деятельности, раскрытие информации по их членам и конечным бенефициарам, необходимую для осуществления Советом контрольных функций;

5. Состав Совета, порядок избрания рабочего органа Совета, порядок работы и иные внутренние нормативы устанавливаются утвержденным уполномоченным органом положением о Совете, предусматривающим условия реализации установленных настоящим Федеральным законом функций.

6. Руководитель Совета по внебиржевой финансовой деятельности назначается решением уполномоченного органа.

7. Ответственный секретарь Совета по внебиржевой финансовой деятельности утверждается уполномоченным органом из состава членов Совета и входит в состав рабочего органа Совета. Функции и обязанности ответственного Секретаря определяются положением о Совете.

8. В целях подготовки решений Совета создается  постоянный рабочий орган Совета.

9. Состав, структура и численность рабочего органа Совета утверждаются уполномоченным органом в соответствии с положением о Совете и положением о рабочем органе Совета. В состав рабочего органа  Совета входят:

1) представители уполномоченного органа, федеральных органов исполнительной власти, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и члены Советов  созданных при его профильных комитетах, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители иных органов государственной власти;

2) руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители саморегулируемых организаций профильных операторов, зарегистрированных уполномоченным органом в реестре саморегулируемых организаций профильных операторов;

3) руководители финансового центра сертификации при Совете;

4) общественные деятели, представители научной общественности и представители организаций, объединений, научных и образовательных учреждений и иных организаций, выражающие интересы профильных направлений деятельности Совета.

10. Состав рабочего органа Совета (за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций, секретаря, руководителей финансового центра сертификации, представителей уполномоченного органа,  членов Совета Федерации и органов, созданных при профильных комитетах Совета Федерации)  подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 процентов от общего числа членов рабочего органа Совета;

11. Сведения о деятельности Совета должны быть открытыми и общедоступными.

12. Совет разрабатывает и выносит на утверждение уполномоченного органа:

1) национальные стандарты деятельности участников внебиржевых финансовых рынков;

2) квалификационные требования к руководителям саморегулируемых организаций профильных операторов, к руководителям профильных операторов  и к специалистам профильных операторов;

3) программы квалификационных экзаменов и требования к программам подготовки для сдачи квалификационных экзаменов для специалистов профильных операторов;

4) порядок проведения квалификационных экзаменов (при этом перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается финансовым центром сертификации из областей знаний, одобренных Советом);

5) программы обязательного повышения квалификации специалистов и порядок их прохождения;

6) положения, определяющие условия и порядок аккредитации учебных организаций, осуществляющих обучение и аттестацию профильных специалистов для последующего получения ими квалификационных сертификатов по видам деятельности в рамках настоящего Федерального закона;

7) типы и формы квалификационных сертификатов;

8) порядок ведения реестра лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности, регулируемым настоящим Федеральным законом.

13. Квалификационный экзамен проводится финансовым центром сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности, который создается в форме автономной некоммерческой организации и действует в порядке, установленном уполномоченным органом в части подготовки и сертификации специалистов профильных операторов. Квалификационный экзамен сдается претендентом на платной основе. Размер и порядок взимания платы за сдачу квалификационного экзамена устанавливается финансовым центром сертификации по согласованию с Советом по внебиржевой финансовой деятельности.

14. Квалификационный сертификат специалиста профильного оператора выдается саморегулируемой организацией профильных операторов  при соблюдении условии включения финансовым центром сертификации данного лица в реестр лиц, сдавших квалификационный экзамен. В случае, если со дня сдачи квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией профильных операторов от претендента заявления о выдаче квалификационного сертификата профильного оператора прошло более одного года, саморегулируемой организацией принимается решение об отказе в выдаче квалификационного сертификата, а претендент считается не подтвердившим полученную квалификацию.

15. Правила ведения финансовым центром сертификации реестра лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности, регулируемым настоящим Федеральным законом, разрабатываются Советом по внебиржевой финансовой деятельности и утверждаются уполномоченным органом.

 

Статья 16. Саморегулируемая организация профильных операторов

1. Саморегулируемой организацией профильных операторов признается некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства в целях обеспечения условий осуществления деятельности профильных операторов, объединяющая на условиях членства профильных операторов соответствующих статье 4 настоящего Федерального закона видов деятельности. В одной саморегулируемой организации могут быть объединены несколько направлений по видам деятельности профильных операторов, осуществляющих свою деятельность в рамках настоящего Федерального закона.

2. Статус саморегулируемой организации профильных операторов приобретается некоммерческим партнерством в соответствии с положениями настоящей статьи с даты его включения уполномоченным органом в единый государственный реестр саморегулируемых организаций  профильных операторов.

3. Основанием для включения уполномоченным органом в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов является выполнение некоммерческим партнерством следующих условий:

1) создание в соответствии с Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г.;

2) наличие положительного заключения Совета по внебиржевой финансовой деятельности о включении данной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов;

3) наличие разработанных саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и согласованных с Советом по внебиржевой финансовой деятельности стандартов и правил деятельности профильных операторов по виду деятельности, подлежащему регулированию в рамках данной саморегулируемой организации;

4) согласование с уполномоченным органом кандидатуры руководителя саморегулируемой организации, утвержденной Советом по внебиржевой финансовой деятельности;  

5) обеспечение саморегулируемой организацией  имущественной ответственности ее членов перед потребителями услуг посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации;

6) соответствие профильных операторов – членов саморегулируемой организации требованиям настоящего Федерального закона.

4. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации профильных операторов некоммерческим партнерством должны быть созданы внутренние рабочие органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, стандартов и правил деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

5. Исключение некоммерческого партнерства из единого государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов производится на основании решения уполномоченного органа.

6. Ликвидация некоммерческого партнерства, имеющего статус саморегулируемой организации профильных операторов  в рамках настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, при этом в ликвидационную комиссию должен быть включен представитель  Совета по внебиржевой финансовой деятельности или уполномоченного органа.

7. Саморегулируемые организации профильных операторов, включенные в единый реестр в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, не могут образовывать независимые союзы или ассоциации, которые бы являлись их контролирующим или надзорным органом, а также не могут подлежать регулированию иным государственным надзорным органом кроме уполномоченного органа в рамках настоящего Федерального закона.

 

Статья 17. Функции саморегулируемой организации профильных операторов  

1. Функциями саморегулируемой организации профильных операторов наряду с функциями, установленными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", в рамках настоящего Федерального закона являются:

1) разработка и согласование с Советом по внебиржевой финансовой деятельности стандартов и правил деятельности профильных операторов, правил деловой и профессиональной этики;

2) организация прохождения обучения для получения специалистами организаций – членов саморегулируемой организации сертификации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

3) разработка и согласование с Советом по внебиржевой финансовой деятельности правил и условий приема в члены саморегулируемой организации, требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении профессиональной деятельности, установление размера членских взносов и порядка их внесения;

4) представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

5) прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации профильных операторов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

6) контроль за осуществлением своими членами профессиональной деятельности в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденных стандартов и правил деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

7) ведение реестра членов саморегулируемой организации профильных операторов и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;

8) выдача квалификационных сертификатов и ведение реестра аттестованных специалистов организаций-членов саморегулируемой организации профильных операторов в установленном уполномоченным органе порядке с внесением сведений о фактах аннулирования или непродления выданных ранее квалификационных сертификатов;

9) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом функций.

 

Статья 18. Основные права и обязанности саморегулируемой организации профильных операторов

1. В права саморегулируемой организации профильных операторов входят:

1) представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) оспаривание в судебном порядке актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и действий (бездействия) этих органов, нарушающих права и законные интересы всех или части своих членов;

3) содействие в организации проведения профессионального обучения и переподготовки специалистов организаций – членов этой саморегулируемой организации и своих сотрудников в учебных организациях, осуществляющих аттестацию профильных специалистов для последующего получения ими квалификационных сертификатов по видам деятельности в рамках настоящего Федерального закона;

4) взимание платы за выдачу квалификационного сертификата, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку;

5) установление порядка, сроков и формы отчетов, представляемых членами саморегулируемой организацией профильных операторов.

2. В обязанности саморегулируемой организации профильных операторов входят:

1) осуществление контроля за соблюдением своими членами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

2) представление в уполномоченный орган отчетов об исполнении саморегулируемой организацией профильных операторов или ее членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих ее деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным органом в рамках настоящего Федерального закона;

3) участие в установленном порядке в деятельности, включая финансирование, финансового центра сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности;

4) применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации профильных операторов, в отношении своих членов;

5) информирование уполномоченного органа, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов, о возникновении своего несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, в течение десяти дней с момента выявления такого несоответствия;

6) вынесение решения об отказе в принятии в члены саморегулируемой организации профильных операторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

7) исключение из членов саморегулируемой организации профильных операторов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденных стандартов и правил деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

8) ведение реестра членов саморегулируемой организации профильных операторов и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом в рамках настоящего Федерального закона;

9) выдача квалификационных сертификатов и ведение реестра выданных саморегулируемой организацией профильных операторов квалификационных сертификатов.

 

Статья 19. Раскрытие информации саморегулируемой организацией профильных операторов

1. Саморегулируемая организация профильных операторов обязана размещать на своем официальном сайте следующую информацию:

1) сведения, содержащиеся в учредительных документах;

2) утвержденные стандарты и правила деятельности профильных операторов, а также правила деловой и профессиональной этики;

3) положения о постоянно действующем коллегиальном органе управления саморегулируемой организации профильных операторов, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за деятельностью членов саморегулируемой организации профильных операторов, об органе по рассмотрению дел о применении дисциплинарных взысканий в отношении членов этой организации (далее - дисциплинарный комитет), об иных органах и структурных подразделениях и информацию о составе таких органов и структурных подразделений;

4) реестр членов саморегулируемой организации профильных операторов, в том числе информацию о каждом ее члене (наименование; информацию, предназначенную для установления контакта; год государственной регистрации);

5) список юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, членство которых в саморегулируемой организации профильных операторов прекращено, в том числе лиц, исключенных из саморегулируемой организации профильных операторов за нарушение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, утвержденных стандартов и правил деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, за последние три года деятельности саморегулируемой организации профильных операторов;

6) актуальные сведения из реестра сертифицированных специалистов организаций – членов саморегулируемой организации профильных операторов;

7) информацию о несоответствии саморегулируемой организации профильных операторов установленным настоящим Федеральным законом требованиям (в том числе информацию о дате возникновения несоответствия саморегулируемой организации указанным требованиям, о мерах, принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия);

8) правила и условия приема в члены саморегулируемой организации профильных операторов, размер членских взносов и порядок их внесения;

9) информацию о результатах проверок деятельности членов саморегулируемой организации профильных операторов;

10) информацию о возникновении конфликта интересов саморегулируемой организации профильных операторов и ее членов.

2. Саморегулируемая организация профильных операторов обязана размещать на своем официальном сайте все изменения, внесенные в документы, или изменения информации, определенной частью 1  настоящей статьи, не позднее десяти рабочих дней после дня, когда такие изменения были приняты, произошли или стали известны саморегулируемой организации.

3. Саморегулируемая организация профильных операторов обязана разработать и согласовать с   Советом по внебиржевой финансовой деятельности положение о порядке предоставления по запросам граждан и юридических лиц информации, содержащейся в реестре членов саморегулируемой организации, а также положение о порядке публикации и поддержания актуальной информации об аттестованных специалистах организаций – членов саморегулируемой организации профильных операторов, а также сведения о фактах аннулирования или непродления выданных ранее сертификатов.

 

Статья 20. Порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов

1. Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов осуществляется уполномоченным органом в установленном им порядке.

2. Некоммерческая организация, удовлетворяющая требованиям настоящего Федерального закона, вправе подать в уполномоченный орган заявление о ее включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов.

3. Уполномоченный орган рассматривает, проверяет заявленные сведения и принимает решение о включении или об отказе во включении некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов в течение 90 календарных дней, следующих за днем подачи организацией  следующих документов:

1) заявление о включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов;

2) заключение Совета по внебиржевой финансовой деятельности о возможности включения данной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов и о соответствии организаций – членов некоммерческой организации требованиям, предъявляемым к членству в саморегулируемой организации профильных операторов в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона;

3) заверенные некоммерческой организацией копии стандартов и правил профильных операторов, согласованные с Советом по внебиржевой финансовой деятельности, разработанные в соответствии с утвержденными национальными стандартами;

4) заверенную некоммерческой организацией анкету руководителя саморегулируемой организации профильных операторов, выдвигаемого на утверждение  уполномоченным органом, кандидатура которого согласована с Советом по внебиржевой финансовой деятельности;

5) заверенные некоммерческой организацией реестры сертифицированных в соответствии с настоящим Федеральным законом специалистов организаций – членов этой организации;

6) заверенная некоммерческой организацией копия реестра членов некоммерческой организации;

7) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов некоммерческой организации;

8) засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о постановке некоммерческой организации на учет в налоговом органе;

9) заверенные некоммерческой организацией копии положений о постоянно действующем коллегиальном органе управления, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за деятельностью членов такой организации, и о дисциплинарном комитете;

10) заверенные некоммерческой организацией копии документов о постановке на учет в налоговом органе ее членов;

11) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих соответствие руководителей организаций – членов саморегулируемой организации профильных операторов квалификационным требованиям, утвержденным в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4. Решение уполномоченного органа о включении или об отказе во включении некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов направляется в письменной форме этой некоммерческой организации в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.

5. Решение уполномоченного органа об отказе во включении некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций профильных операторов может быть принято по следующим основаниям:

1) некоммерческая организация не соответствует требованиям  настоящего Федерального закона;

2) некоммерческая организация не представила предусмотренные частью 3 настоящей статьи документы или представила документы, содержащие недостоверную информацию;

3) уполномоченным органом ранее было принято решение об исключении некоммерческой организации из единого реестра саморегулируемых организаций профильных операторов, если с момента исключения прошло менее одного года.

6. Исключение саморегулируемой организации профильных операторов из единого государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов осуществляется уполномоченным органом по решению уполномоченного органа или в случае, если этой организацией подано заявление о ее исключении из указанного реестра, а также в случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации профильных операторов.

7. Основаниями для принятия уполномоченным органом решения об исключении саморегулируемой организации из единого реестра саморегулируемых организаций профильных операторов являются:

1) заявление саморегулируемой организации профильных операторов об исключении сведений о ней из единого государственного реестра;

2) ликвидация или реорганизация некоммерческого партнерства;

3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных некоммерческой организацией в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

4) отказ саморегулируемой организации профильных операторов от участия в установленном порядке в деятельности, включая финансирование, финансового центра сертификации при Совете по внебиржевой финансовой деятельности, действующего в рамках настоящего Федерального закона;

5) неоднократные нарушения саморегулируемой организацией профильных операторов в течение одного календарного года требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, выявленные по результатам проверок уполномоченного органа или по представлению соответствующей информации Советом по внебиржевой финансовой деятельности в уполномоченный орган, и невыполнение саморегулируемой организацией профильных операторов требований об устранении в установленные сроки выявленных нарушений,  указанных в предписании уполномоченным органом;

6) несоответствие саморегулируемой организации профильных операторов требованиям настоящего Федерального закона, выявленное по результатам проверки уполномоченного органа или по представлению соответствующей информации Советом по внебиржевой финансовой деятельности в уполномоченный орган, и невыполнение саморегулируемой организацией профильных операторов требований об устранении в установленные сроки выявленных нарушений,  указанных в предписании уполномоченным органом;

7) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов.

8. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов члены такой саморегулируемой организации вправе вступать по соответствующему своему виду деятельности профилю в члены иной включенной в единый реестр саморегулируемой организации профильных операторов.

9. В случае невступления организации в члены иной включенной в единый реестр саморегулируемой организации профильных операторов такая организация не вправе осуществлять деятельность в рамках настоящего Федерального закона по истечении 30 календарных дней, следующих за днем исключения саморегулируемой организации из единого реестра.

10. По истечении срока, установленного частью 9 настоящей статьи, сведения об организациях, не вступивших в члены иной саморегулируемой организации профильных операторов, исключаются уполномоченным органом из контрольного экземпляра реестра профильных операторов.

 

Статья 21. Требования к членству в саморегулируемой организации профильных операторов.

1. В части регулирования отдельных видов деятельности по каждому из профильных направлений в рамках настоящего Федерального закона профильный оператор одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации профильных операторов, отвечающей требованиям настоящего Федерального закона, регулирующей деятельность своих членов по соответствующему  профильному направлению.

2. Для вступления в члены саморегулируемой организации профильных операторов юридические лица должны:

1) являться коммерческой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц;

2) иметь в своем штате не менее трех специалистов, отвечающих правилам и квалификационным требованиям к специалистам деятельности профильных операторов, установленным Советом по внебиржевой финансовой деятельности, что подтверждается заверенными организацией копией штатного расписания, копиями приказов о приеме на работу, копиями дипломов об образовании, заверенным организацией списком включенных в реестр лиц, сдавших квалификационный экзамен  на получение квалификационного сертификата по видам деятельности (отдельно по каждому заявленному виду профильной деятельности в рамках настоящего Федерального закона), руководитель организации профильного оператора должен соответствовать квалификационным требованиям, утвержденным в рамках настоящего Федерального закона;

3) иметь офисное помещение в собственности либо на праве аренды или ином праве, срок действия которого истекает не ранее чем через шесть месяцев со дня обращения в саморегулируемую организацию профильных операторов, что подтверждается заверенными организацией копиями правоустанавливающих документов;

4) предоставить по требованию раскрытие информации, в том числе финансовую отчетность по результатам предыдущей деятельности;

5) предоставить письменные рекомендации с подтверждением  безупречной деловой репутации коммерческой организации не менее чем от двух руководителей кредитных, страховых или финансовых организаций,  имеющих действующие лицензии участников финансовых рынков  в Российской Федерации,  представителей уполномоченного органа или Совета при уполномоченном органе, которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят с ней в трудовых отношениях.

3. Для вступления в члены саморегулируемой организации профильных операторов индивидуальные предприниматели должны:

1) быть зарегистрированными в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

2) отвечать квалификационным требованиям, утвержденным для индивидуального предпринимателя в рамках требований саморегулируемой организации профильных операторов, и сдавший квалификационный экзамен по каждому заявленному виду деятельности в рамках настоящего Федерального закона;  

3) предоставить по требованию раскрытие информации, в том числе финансовую отчетность по результатам предыдущей деятельности;

4) предоставить письменные рекомендации, с подтверждением  безупречной деловой репутации коммерческой организации не менее чем от двух руководителей кредитных, страховых или финансовых организаций,  имеющих действующие лицензии участников финансовых рынков  в Российской Федерации,  представителей уполномоченного органа или Совета при уполномоченном органе, которые   не являются аффилированными с ним и не состоят с ним в трудовых отношениях;

5) соответствовать утвержденным в рамках настоящего Федерального закона квалификационным требованиям для руководителей организаций  профильных операторов.

4. Саморегулируемая организация профильных операторов при приеме в члены саморегулируемой организации профильных операторов вправе предъявлять иные связанные с осуществлением деятельности профильных операторов и не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам требования.

5. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации профильных операторов в течение 30 дней со дня поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя заявления о вступлении принимает решение о соответствии юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, установленным настоящей статьей.

6. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, установленным настоящей статьей, считается принятым в члены саморегулируемой организации профильных операторов, и сведения о таком лице вносятся в реестр членов саморегулируемой организации профильных операторов в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. Такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение десяти рабочих дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации профильных операторов выдается документ (свидетельство) о членстве в саморегулируемой организации профильных операторов.

7. Решение об отказе в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации профильных операторов может быть принято по следующим основаниям:

1) несоответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям настоящей статьи;

2) несоответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией профильных операторов, для вступления в члены саморегулируемой организации профильных операторов;

3) принятое ранее решение об исключении юридического лица или индивидуального предпринимателя из членов иной саморегулируемой организации профильных операторов за нарушение требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и национальных стандартов деятельности профильных операторов, если с даты исключения из членов саморегулируемой организации профильных операторов прошло менее чем два года;

4) если руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем является лицо, ранее занимавшее руководящую должность в  организации, являвшейся профильным оператором, осуществлявшим деятельность в рамках настоящего Федерального закона, и исключенным из членов саморегулируемой организации профильных операторов, если с даты исключения прошло менее чем два года;

5) если по результатам анализа представленной финансовой отчетности за предшествующий период деятельности организации были установлены предоставление недостоверных данных или нарушения законодательства и нормативных актов Российской Федерации.

8. Члены саморегулируемых организаций профильных операторов обязаны предотвращать взаимодействие специалистов профильных операторов с клиентами в части обслуживания по профильной деятельности своих сотрудников, не сдавших квалификационный экзамен и не включенных в сертификационный реестр профильных операторов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

9. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому отказано в приеме в члены саморегулируемой организации профильных операторов, вправе обжаловать такой отказ в арбитражный суд.

10. Членство организаций в саморегулируемой организации профильных операторов прекращается решением постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации профильных операторов на основании:

1) заявления организации о выходе из членов саморегулируемой организации профильных операторов;

2) в связи с нарушениями  членом саморегулируемой организации  профильных операторов требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, национальных стандартов деятельности профильных операторов, стандартов и правил профильных операторов,  правил деловой и профессиональной этики, выявленными саморегулируемой организацией профильных операторов.

 

Статья 22. Функции контроля уполномоченного органа за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов

 1. Функции контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов осуществляет уполномоченный орган.

2. Предметом контроля за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов является соблюдение саморегулируемыми организациями профильных операторов требований законодательства Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении деятельности профильных операторов на внебиржевых финансовых рынках и иных нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность.

3. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок уполномоченного органа.

4. Плановая проверка саморегулируемой организации профильных операторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным органом.

5. Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемой организации профильных операторов может являться поданная в уполномоченный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации профильных операторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность. Указанная жалоба на саморегулируемую организацию профильных операторов может быть подана в уполномоченный орган членом этой саморегулируемой организации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими саморегулируемыми организациями профильных операторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки уполномоченным органом саморегулируемой организации профильных операторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

6. Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации профильных операторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным органом.

7. Руководитель проверяемой саморегулируемой организации профильных операторов вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).

8. В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией профильных операторов  требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность, уполномоченный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию профильных операторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют деятельность на внебиржевых финансовых рынках;

3) вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов по основаниям, предусмотренным пунктом 5 и 6 части 7 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций профильных операторов.

9. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки саморегулируемой организации профильных операторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении нее решении. О результатах проведенной уполномоченным органом проверки  саморегулируемой организации профильных операторов и о принятом решении уполномоченный орган обязан проинформировать Совет по внебиржевой финансовой деятельности на его ближайшем заседании.

10. Саморегулируемая организация профильных операторов должна проинформировать в письменной форме об устранении выявленных нарушений уполномоченный орган в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом для устранения нарушения, а также Совет по внебиржевой финансовой деятельности на его ближайшем заседании.

 

Статья 23. Заключительные положения

1.  До 1 ноября 2014 года:

1) организации – профильные операторы,  по видам деятельности подпадающие под действие настоящего Федерального закона,  обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях профильных операторов; 

2)  профессиональные объединения, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,  имеют право подать в установленном настоящим Федеральным законом порядке в уполномоченный орган заявление о внесении сведений о них в единый государственный реестр профильных операторов. Рассмотрение вопроса о регистрации таких объединений производится уполномоченным органом согласно их соответствию требованиям настоящего Федерального закона.

2. С 1 ноября 2014 года организации, не вступившие в саморегулируемые организации профильных операторов, не вправе осуществлять деятельность, подпадающую под регулирование настоящего Федерального закона, а в случае осуществления такой деятельности несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

3. Саморегулируемые организации, внесенные  в единый реестр саморегулируемых организаций профильных операторов до 1 июля 2015 года, должны подать в уполномоченный орган, осуществляющий функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций профильных операторов,   заверенные саморегулируемой организацией реестры сертифицированных в соответствии с настоящим Федеральным законом  специалистов организаций – членов этой саморегулируемой организации.

4. До 1 июля 2015 года предусматривается возможность сдачи специалистами организаций профильных операторов квалификационных экзаменов и получения сертификатов в упрощенном порядке. Упрощенный порядок разрабатывается Советом по внебиржевой финансовой деятельности и утверждается уполномоченным органом. 

5. Контрольный экземпляр реестра  организаций – профильных операторов подлежит опубликованию уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 февраля 2015 года.

6. Профессиональные объединения, включенные уполномоченным органом в реестр саморегулируемых организаций профильных операторов, обязаны  не позднее одного месяца со дня включения в реестр саморегулируемых организаций профильных операторов  начать принимать участие в деятельности (в том числе на стадиях организации и создания) финансового центра сертификации, предусмотренное настоящим Федеральным законом.

7. До 1 июля 2015 года члены саморегулируемой организации профильных операторов должны привести в соответствие  с требованиями настоящего Федерального закона штат специалистов и предоставить в саморегулируемую организацию профильных операторов, членами которой они являются, документы, в соответствии с требованиям  пунктов 2 и 3 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

8. До создания Совета по внебиржевой финансовой деятельности, предусмотренного настоящим Федеральным законом, его функции исполняет совет по внебиржевой финансовой деятельности при уполномоченном органе, созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. До утверждения уполномоченным органом национальных стандартов деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом,   обязательными для саморегулируемых организаций профильных операторов и их членов являются стандарты деятельности,  утвержденные советом по внебиржевой финансовой деятельности при уполномоченном органе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

10. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до утверждения уполномоченным органом национальных  стандартов деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязательными для саморегулируемых организаций профильных операторов и их членов, а также для  квалификационных требований, предъявляемых к руководителям саморегулируемых организаций профильных операторов и их членов в рамках настоящего Федерального закона, являются разработанные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона методические рекомендации, правила и иные нормативные разработки совета по внебиржевой финансовой деятельности, созданного  при уполномоченном органе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением пункта 4 части 3 статьи 20, пунктов 2 и 3 части 2 статьи 21, части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 части 3 статьи 20, пункты 2 и 3 части 2, и часть 8 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2015 года.